Последний Герой: за что уволен из «Роскосмоса» Сергей Крикалёв

Крикалёва сняли с высокой должности за критику дилетантских планов руководства отрасли.

11 июня в госкорпорации «Роскосмос» произошло громкое увольнение: был снят с должности исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса, единственный космонавт (!) в госкорпорации Сергей Крикалёв.

Он переведён в ранг советника при главе ГК Дмитрии Рогозине.

По информации СМИ, Крикалёв уволен с формулировкой «за нарушение корпоративной этики» после прошедшего наканцуне наблюдательного совета при Роскосмосе, на котором Сергей Константинович выступил с резким несогласием по поводу одного из решений руководства.

Напомним, что Сергей Крикалёв — Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, Кавалер ордена «За заслуги перед отечеством», ордена Ленина, ордена Почета и еще многих орденов, медалей и почетных званий. Дважды доверенное лицо Владимира Путина.

Доверенное лицо партии «Единая Россия». Полномочный представитель Губернатора Севастополя в Москве и Санкт-Петербурге.

Кроме того, Сергей Крикалев — обладатель двух мировых рекордов: по самому долгому разовому пребыванию в космосе и по самому долгому суммарному пребыванию в космосе.

Причём первый из них он установил при очень интересных обстоятельствах: полетел в космос ещё в Советском Союзе в мае 1991 года, а возвратился почти через год уже в Россию – итого 311 суток на станции «Мир»…

Эта новость вызвала мягко говоря шок у экспертов. Так, технический аналитик Вадим Лукашевич пишет:

«Из «Роскосмоса» уволен последний (!) космонавт — Сергей Крикалёв. Один из самых опытных наших космонавтов, многократно летавший в космос как на наших «Союзах», так и на американском шаттле.

Уволен за критику «одного из решений Роскосмоса» — то есть за критическое высказывание на недавнем наблюдательном совете Роскосмоса, где положено только молча наблюдать или вслух выражать телячий восторг эпохально-переломным решениям Роскосмоса и его главы.

Крикалев уволен «в связи с началом подготовки эскизного проекта по новой отечественной орбитальной станции (Российская орбитальная служебная станция, РОСС)», — читаем между строк — полагаю, он сказал вслух то, о чем думают все — станция в предложенном виде не нужна, неэффективна и для неё нет задач, которые нельзя было бы решить автоматами проще и дешевле.

Для РОСС нет задач, оправдывающих её создание. Вся РОСС высосана из пальца, и в случае её реализации она станет многолетним материальным символом нашего позора на фоне лунных космических программ США, Европы и Китая, не более того.

РОСС — это бессмысленная демонстрация выражения «Никогда не останавливайся на достигнутом — позорься до конца!»

Второе возможное объяснение — критика Крикалевым съёмок игрового фильма «Вызов» на борту МКС. В этом случае Сергея Крикалёва сняли с должности за попытку остановить этот балаган.

На пост снятого космонавта-ветерана назначен любимец Рогозина, его консультант по науке ещё со времен работы в правительстве Александр Блошенко. Тот самый Блошенко, который в своём выступлении по ослепительным грядущим перспективам недавно использовал мою иллюстрацию «Клипера» 15-летней давности…»

Коллега Крикалёва, космонавт Фёдор Юрчихин в интервью «Новой Газете» недоумевает:

«Подобные кадровые решения убеждают меня, что космонавтика в России не нужна. Сергея Константиновича Крикалёва знаю много лет — профессионал высшей категории, никогда не боялся брать на себя ответственность. Он очень давно в отрасли, и высоты, которых достиг как космонавт и руководитель, многим не снились.

Крикалёв прекрасно знает, что такое корпоративная этика. И уж если он высказывает свое отношение к проблеме, не совпадающее с мнением руководства, это не нарушение корпоративной этики. Это профи пытается достучаться до верхов, и умеет делать это вполне осторожно.

Сегодня у нас самое важное из всех направлений в космонавтике — это кино. А Сергей Константинович никогда не соглашался с идеями, вредными для нашей отрасли. Ведь для него космонавтика это всё, он в неё всю жизнь вложил. И несмотря на все несомненные заслуги, памятником себе не стал.

Хуже всего, что у нас сегодня в отрасли огромное количество непрофессионалов, которые точно знают, что делать с отраслью.

Из одного из последних интервью Георгия Гречко (журнал «Российский космос», № 8, 2014 год): «Феоктистов возражал Королёву, вечно с ним спорил, имел свою точку зрения. Королев рвал его чертежи, отбирал пропуск, но через день спрашивал: «А где Феоктистов?» — «Так вы же его выгнали!» — «Ничего я его не выгнал, пусть немедленно приходит!» Королёв мог работать с гениями, с людьми своеобразными, неординарными, с личностями. Он делал ставку на людей, на которых мог опереться. И поэтому при нём мы побеждали».

Люди, которые внесли наибольший вклад в нашу космонавтику, — энтузиасты, положившие на нее всю жизнь. Сегодня же мы говорим об управляющих, тасуем кадры на предприятиях. При том, что космические программы весьма сложны и протяжёны, за последние годы в «Роскосмосе» сменили друг друга Коптев, Перминов, Поповкин, Остапенко, Комаров, Рогозин. Аналогичная ситуация с тасовкой кадров и на предприятиях ракетно-космической отрасли.

Устойчивый стиль сегодняшней кадровой политики — из космонавтики выдавливаются все, кто может предложить альтернативную точку зрения. (…)

Теперь мы назначили нового руководителя, отвечающего за российскую орбитальную станцию. Да вот только решения по строительству её нет, не то что проекта. В том и беда, что мы имеем огромное количество обещаний, амбициозных проектов, но не имеем решений и ответственности за них.

Проанализируйте прессу последних 10–15 лет о наших космических проектах. Невольно напрашивается вывод: амбициозность наших космических проектов базируется на необязательности их выполнения. Так вот, Сергей Крикалёв из тех, кто может брать на себя инициативу и нести за неё ответственность.

Отрасли сегодня не нужен и такой профессионал, как Падалка. Это разительный контраст с ситуацией в США, где опыт астронавтов полностью востребован. Там и должность есть, для нас немыслимая, — астронавт-менеджер. Они занимаются, в том числе, развитием коммерческой пилотируемой космонавтики. Посмотрите, сколько за рубежом астронавтов работают в крупнейших корпорациях, связанных с космосом.

Похоже, нынешним руководителям «Роскосмоса» страшно иметь рядом людей, которые разбираются в космосе…»

Не остался в стороне и опальный публицист Аркадий Бабченко:

«Сегодня Серёжу уволили…

Прочитайте эту песню еще раз. В корпорации, которая называется Российский Космос есть один космонавт. То, есть, был. Теперь там остались лишь чиновники. Ну, как Рогозин.

Какой там Кафка, какой Оруэлл?!».

«Новая Газета»