Лихорадочное путешествие в подсознание: «Петровы в гриппе» в Каннах

© Hype Film

На фестивале прошла долгожданная премьера нового фильма Кирилла Серебренникова.

Фильм «Петровы в гриппе» прошел долгий и сложный путь: Серебренников снимал его во время судебного процесса, и, по признанию самого режиссёра, эта работа, хоть и лишила его сна, помогла пройти через сложный период в его жизни.

Картину должны были показать в Каннах ещё год назад, однако на её пути возникло новое препятствие в виде пандемии и отменённого фестиваля. Серебренников оказался одним из тех, кто решил дождаться Канн-2021 и показать свою новую работу в знаменитом Дворце фестивалей на Круазет.

«Наверное, в мире нет режиссёра, который бы не мечтал, чтобы премьера его фильма состоялась в рамках этого важнейшего фестиваля. Я не исключение. Для меня это большая честь и важность, что фильм стартует именно в Каннах», — рассказал ТАСС режиссёр.

Фестиваль встретил российскую картину с явной готовностью ее полюбить: театр «Люмьер», где проходят все премьеры фильмов основного конкурса, был полностью заполнен, а съемочную группу по традиции встречали овациями.

Правда, Серебренникова среди российских делегатов не было — ему всё-таки не удалось приехать на смотр. В поддержку режиссёра некоторые зрители и члены съёмочной группы надели значки с портретом и инициалами Серебренникова.

Кресло с его именем в режиссёрском ряду «Люмьера» осталось пустым, а пресс-конференцию фильма он проведёт по видеосвязи.

Это уже далеко не первое участие режиссёра на Каннском фестивале: в 2016 году его картина «Ученик» была включена в секцию «Особый взгляд», а в 2018 году мюзикл «Лето» про Виктора Цоя был одним из претендентов на Золотую пальмовую ветвь.

«Конкурс в этот раз самый сильный за последние годы, поэтому давайте не обсуждать возможности победы, просто быть в этой селекции уже счастье, радость и честь. Лично я болею за Пола Верховена, выдающегося режиссёра, на фильмах которого я воспитывался и который открыл мне совершенно иные возможности кинематографа. Я хочу, чтобы он получил все призы Каннского фестиваля-2021″, — подчеркнул Серебренников.

© Hype Film

«Петровы в гриппе» основаны на книге Алексея Сальникова. По словам Серебренникова, его попросили адаптировать её для кино, и она в итоге настолько «вросла» в него, что он решил сначала сделать по ней спектакль: «Я начал писать сценарий и сразу понял, что роман «Петровы в гриппе и вокруг него» может стать прекрасным материалом для спектакля, и запланировал его в репертуаре Гоголь-центра. Была первая проба и творческая команда, которая, на мой взгляд, пошла не совсем в верном направлении, а потом пришла другая команда и сделала спектакль, который сейчас идёт в театре. А я в качестве доказательства что этот текст дает совершенно разнообразные варианты воплощения — сделал и сценарий, и инсценировку».

Позже успешная постановка, как это часто бывает у Серебренникова (практически все его фильмы сняты по его же спектаклям), превратилась в фильм. Единственная разница состоит в том, что «Петровы в гриппе» в Гоголь-центре были поставлены не Серебренниковым, а Антоном Фёдоровым.

Если описывать сюжет картины формально, она рассказывает о семье Петровых. Он (Семён Серзин) — автослесарь, она (Чулпан Хаматова) — библиотекарь. Все вместе они заболевают гриппом и начинают бредить, не отличая реальность от фантазии.

По факту фильм похож на долгий и глубокий трип в коллективное подсознательное, где зимний Екатеринбург погружен в вечную мерзлоту и темень, а герои пытаются найти выход из лабиринта образов.

Образы эти не просто продукт воспаленного жаром больного сознания, а метафоры на нашу российскую действительность: «Это попытка выразить нашу родину через эмпатию и рассказать про своё детство, про страхи, про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту. Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви».

© Hype Film

Экскурс в советское детство, новогодняя ёлка, пыльная редакция, гаражный кооператив, старая библиотека, где проходит поэтический кружок, который заканчивается потасовкой, продуктовые магазины, гаражи, захламлённая кухня, друзья-собутыльники, алкоголики-философы, писатели-романтики — сюжет скачет от одной локации к другой, постепенно формируя общую картину нашей ментальности.

Не обходится и без до боли знакомой чернухи, хлестания водки из бутылки, истерик и кровавых сцен — Кирилла Серебренникова соблазняет яркая и жирная фактура, которой изобилуют наши края, однако в этом чувствуется не желание проэксплуатировать знакомые всем образы для пущей провокации, а желание правдиво рассказать о том, какие мы есть.

Режиссёр на удивление ловко перемещается по многоуровневой реальности фильма, не теряя нити повествования и не превращая всё происходящее в фарс.

Связующим звеном для нарратива, как и в «Лете», становится автобус, который пробирается через непроглядную зимнюю ночь. Его пассажиры не стесняются озвучивать свои мысли вслух, и зачастую они оказываются не самыми приятными. Можно воспринять это как метафору нашего подсознания — никогда не знаешь, что думает пассажир возле тебя, а можно, например, как интернет, куда люди изливают помои своего разума, не задумываясь о чужом мнении:

«Этот роман Алексея Сальникова — такая многоуровневая и многослойная конструкция, что материала хватит на несколько фильмов и спектаклей. Как любая хорошая литература, она может быть услышана и увидена каждым автором совершено по-разному (автором, который переводит эту литературу на язык театра или кино)».

Фильм с первых кадров, не давая опомниться, погружает в липкую, лихорадочную атмосферу, поэтому смотреть его во время пандемии жутковато.

Режиссёру настолько хорошо удается передать состояние болезненного бреда, что невольно начинаешь задумываться, что с тобой что-то не так. А когда наблюдаешь за тем, как герой беспрепятственно ходит в общественных местах и на всех кашляет, так и тянет посадить его на карантин.

«Петровы в гриппе», как и многие фильмы, которым пришлось отложить релиз из-за коронавируса, невольно приобрел новое измерение и контекст. Запутанность и паранойя, которую испытывают Петровы, теперь знакома и понятна гораздо большему числу людей:

«Это же хорошо, когда зрители смотрят не абстрактное кино, а связывают его с тем, что происходит вокруг них. Эта связь может быть публицистичной (но это не наш случай), метафизической, чувственной, эмоциональной, какой угодно, но самое главное — чтобы она была. Мне кажется, в этом главный смысл кинематографа».

По окончании премьеры весь зал устроил незабываемую пятиминутную овацию Кириллу Серебренникову и его картине.

Тамара Ходова

ТАСС