Легендарная картина «Отец солдата»: что осталось за кадром?

Фото: Sputnik

Фильм, снятый в 1964 году, считается одним из лучших на военную тему.

На Каннском фестивале фильм был показан под эгидой классического кино. В том, что «Отец солдата» имел оглушительный успех и широкое признание, велика заслуга режиссера Резо Чхеидзе, автора сценария Сулико Жгенти и, конечно же, исполнителя роли главного героя, актёра Серго Закариадзе. Резо Чхеидзе и Сулико Жгенти познакомились ещё в годы учёбы во ВГИК, пишет Sputnik-Грузия.

Вокруг фильма многое было сказано, но многие факты остались неизвестными. Думается, молодому поколению, которое знакомо уже с цветной версией фильма, изготовленной американской компанией, эти факты будут интересны. Кстати, заказ на цветную версию американская компания получила от работавшей в Москве бельгийской фирмы, и режиссёр лично отслеживал этот процесс.

Фото: Sputnik

В фильме использована реальная история из жизни сценариста Сулико Жгенти. Ему было 18, когда, не спрашивая у семьи, он ушел на фронт добровольцем. Тяжело раненный в одном из боёв попал в госпиталь. И его отцу, чтобы отыскать сына, пришлось пройти длинный и опасный путь. Незадолго до смерти Резо Чхеидзе его студентка Русудан Шаишмелашвили сняла о великом маэстро документальный фильм «Жизнь в кадрах». В него вошли рассказы режиссёра о событиях до и после съёмок фильма.

История фильма началась в один прекрасный день во дворе киностудии, где в тот период проходили съемки киноленты «Морская тропинка», в которой снимался Серго Закариадзе. Идея снять «Отца солдата» как раз тогда, оказывается, и зародилась. Пришедший в киностудию Сулико Жгенти передал Резо Чхеидзе для ознакомления сценарий фильма. Восхищённый маэстро на следующий же день пришёл в киностудию к Серго Закариадзе.

Фото: кадр из фильма.

Этот эпизод сам Резо Чхеидзе вспоминал в фильме «Жизнь в кадрах»: «Доброе утро, господин Серго! – сказал я ему. Он даже не взглянул в мою сторону. – Я вам сценарий принес, тут образ кахетинца-виноградаря. Дело в том, что в начале сценария написано, что сын этого старика был на фронте, что он танкист, что сейчас он ранен». Тут Серго с интересом на меня посмотрел, но ничего не сказал и снова приступил к гриму. Я продолжил – едет этот Махарашвили на фронт, находит тот госпиталь, где лежал его сын. Тут Серго оживился: «И что?» Получилось, что он зря туда приехал. Сына, оказывается, уже выписали и снова отправили танкистом на фронт. «И что потом? – спросил Серго. – Что стал делать твой Махарашвили?».

Он пошёл тем путем, где предполагал, что проходил танк его сына. Идёт он, идёт, но никак не может найти сына. «Потом? Потом что он сделал?» – Серго встал и подошёл ко мне. Я сказал ему, что Махарашвили, наконец, добрался до сына в Берлине, когда тот был ранен… В том месте, когда старик говорит погибшему сыну: «Что мне сказать твоей матери?», у Закариадзе на глазах навернулись слёзы и, как у маленького ребенка, задрожали все мышцы на лице… Серго плакал… Я спросил, понравилось ли ему. «Очень», – последовал ответ. Я хочу снять фильм, в котором вы будете играть Георгия Махарашвили. «Я должен играть эту роль? Я буду настолько счастлив, что буду ее играть?!» – воскликнул он. Будете, господин Серго! Осознав до конца ситуацию, Серго вдруг отложил грим, и мы оба заплакали».

Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / Sputnik

В тот период, в советскую эпоху, каждый новый фильм сдавался во Всесоюзный комитет кинематографистов, и одно из тогдашних ведомств, оказывается, отказало в выпуске киноленты на экраны. А в качестве причины сказали: Почему, мол, этот грузинский дед ударил нашего офицера? От окончательной отправки «на полку» фильм спас самый строгий в то время советский генерал Востоков.

Русудан Шаишмелашвили, автор фильма «Жизнь в кадрах»: «Я была студенткой Резо Чхеидзе, и поэтому никого не удивило, что снять о нём фильм поручили мне. На съёмки мы поехали в Кахети, в Гурджаани, где с нами был наш друг, замечательный оператор Важа Топурия. Всем этим руководил митрополит Чкондидский, владыка Петрэ, который оказал нам столько помощи во время съёмок, что мне не хватает слов…

Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / Sputnik

Резо Чхеидзе мне сказал, что после стольких лет, прошедших после съёмок «Отца солдата», он впервые едет в Гурджаани… Оказывается, в своё время первыми фильм «Отец солдата» посмотрели именно гурджаанцы, и с тех пор, увидев Серго Закариадзе в своем районе, они говорили: «Наш дедушка приехал!» Я счастлива, что мне выпала честь быть автором фильма о моём любимом педагоге. К сожалению, господин Резо уже не смог его посмотреть…».