27 декабря ему исполнилось бы 50. Всего.
Немного не от мира сего, в грубом свитере крупной вязки – таким большинству из нас запомнился Сергей Бодров-младший, идеальный русский киногерой непростых 90-х.
«Сразу было очевидно, что один из героев – Меньшиков. Второго никак не мог найти. И тогда Серёжа предложил: «Попробуй меня», — рассказывает Бодров-старший, режиссёр «Кавказского пленника» и отец Сергея.
Первый выстрел – в яблочко. Стало понятно – Бодров-младший – не просто режиссерский сын. У него получается. По-настоящему. А дальше случился «Брат». Именно случился. Как случается с человеком то, что должно произойти именно с ним, поскольку именно ему предназначено. И вот тогда все хором выдохнули: «Артист!».
Сам Сергей так не считал: «Я не артист, я не артист, я не артист». А мне: «Нет, вы — артист!», — говорил он в последнем интервью, которое было опубликовано спустя неделю после его гибели в Кармадонском ущелье.
Это можно было бы отнести к позёрству. Но те, кто был лично знаком с Бодровым-младшим, так не считают — слишком скромный, слишком интеллигентный, чтобы позировать: «В этом и была его роскошь», — считает Олег Меньшиков, волею судьбы ставший первым партнёром Бодрова-младшего по съёмочной площадке.
Манифест
«Я познакомился с ним на «Кинотавре». Подошел, спрашиваю: «Давай кино сделаем бесплатно?» Он сказал: «Давай», — вспоминает режиссёр той самой легендарной картины из 90-х Алексей Балабанов.
Другие актёры тоже согласились сниматься почти бесплатно, одежду для своих героев приносили из дома. Знаменитый растянутый свитер Данилы Багрова жена режиссёра Надежда Васильева купила в питерском секонд-хенде за 35 рублей. Сценарий был написан на даче за неделю. Фильм снят в рекордные 30 дней на импортную плёнку — целую коробку свежего «Кодака» оставили иностранцы, снимавшие в это же время в Питере «Анну Каренину».
Так рождался «Брат» – фильм, который критиковали СМИ (ленту пытались обвинить в расизме и русофобии), зато безоговорочно приняла публика, а кинокритики и вовсе окрестили «манифестом нашего нового кинематографа».
«Брат – это некое состояние первобытности. Состояние, когда сидят люди возле пещеры у огня, вокруг первобытный хаос: твердь и небо еще не устоялись. И вот встает один из этих людей и говорит: «Да будет так: мы будем защищать женщину, хранить вот этот костер, защищать своего брата и убивать своих врагов». И все», — так объяснял сам Бодров-младший популярность картины, которая отзеркалила свою эпоху и своего героя, ставшего по-настоящему народным.
Режиссёр
Спустя два года после триумфального «Брата» – картина «Восток-Запад», ещё через год – «Брат-2», бюджет которого составил уже 1,5 млн долларов. Далее – «Война», «Давай сделаем это по-быстрому», «Медвежий поцелуй». Между ними — успешная режиссёрская работа «Сёстры».
«Господом ему дано какое-то странное глубокое и мощное обаяние, которое не зависит от него самого. Он просто стоит — и всё происходит. И при этом он очень мобильный, очень умный. Он уже понял, что такое быть актёром — хотя не желает им быть. Я думаю, что станет он режиссёром — тем более, что хочет этого»,- так Балабанов сказал за пару лет до гибели своего друга Сергея.
А так в сентябре 2002-го в своем последнем интервью сказал сам Бодров-младший: «Я вообще не хочу связывать дальнейшую жизнь с актёрской профессией».
Сказал и уехал в Северную Осетию снимать «Связного», где одновременно выступал режиссером, исполнителем главной роли и сценаристом. Шутил: «Как кофе в пакетике — три в одном».
А через неделю на Кармадонское ущелье обрушился ледник Висячий. Всего за несколько минут место, где находилась съёмочная группа режиссёра Бодрова-младшего, накрыло 300-метровым слоем льда, камней и грязи…
Человек
Когда кто-то печально вздыхает и в сотый раз со специальным выражением на лице говорит «великие уходят рано», сразу становится очевидной вся «дежурность» сказанного. На самом деле рано уходят разные: хорошие и плохие, сильные и слабые, талантливые и посредственные. Что касается великих, как раз они остаются. Символом борьбы за справедливость в памяти зрителя. И настоящим человеком в сердцах тех, кому посчастливилось находиться рядом.
Сергей Астахов (оператор «Брата», «Брата-2», «Сестёр»):
«Есть люди острые и жёсткие, они царапают друг друга. Бодров — человек, который острые края сглаживал. С ним было очень приятно общаться».
Юрий Александров (дрессировщик медведей, «Медвежий поцелуй»):
«Серёжа медведей спокойно гладил. И медведям он нравился. О жене и дочке он говорил с огромной любовью».
Александр Целованьский (коллега по проекту «Последний Герой», один из сезонов которого вёл Бодров-младший):
«Капитан яхты, на которой мы добирались до нашего острова, оказался французом, и Бодров запросто с ним общался по-французки. Перед нами знаниями не кичился. Он вообще человек, не работающий на публику, доброжелательный, спокойный и всегда улыбающийся».
Сергей Сельянов, продюсер:
«Буквально перед его отъездом у нас с ним состоялся разговор, и после этого разговора я понял, что в нем есть какая-то огромная глубина, о которой я и не подозревал. Я понял тогда, что у Сережи нет второго слоя. У людей обычно два слоя, а у него второго нет. Зато есть третий слой — бездонный».
РИА Новости