АСВ выплатило десятки миллиардов рублей вкладчикам банков с отозванной лицензией, а дыры в капитале этих банков достигают сотен миллиардов рублей. В поиске выхода власти обратили внимание на the bail-in

Так называется механизм спасения банков за счёт средств частных инвесторов. Но во время экономического кризиса на Кипре 2012 – 2013 годов для спасения крупнейших кипрских банков механизм усовершенствовали, введя элемент принуждения.

По разработанной с участием экспертов Евросоюза схеме, держатели вкладов в Cyprus Popular Bank (Laiki) свыше €100 тысяч получили не деньги, а акции банка из расчёта €1 за акцию. Депозиты были принудительно конвертированы в ценные бумаги, после чего 21 тысяча клиентов Laiki стали акционерами, сконцентрировав 81,4% акций банка. В марте 2013 года его поглотил Bank of Cyprus. Причем, гражданство вкладчика роли не играло, так, по данным финансовой прессы Европы, почти половина вкладчиков были не киприотами. Кроме европейцев там встречались и россияне. Мера позволила рекапитализировать банк без затрат со стороны государства. Понравилось ли вкладчикам становиться акционерами рухнувшего банка, никого не заинтересовало.

Но эхо было столь мощным, что на протяжении 2013 – 2015 годов руководство Европейского центробанка неоднократно заявляло, что кипрские события были из ряда вон и никто не собирается повторять их в европейском масштабе.

А российским властям, похоже, идея спасения утопающих за счёт самих утопающих пришлась по душе. Правда, официально никто не подтверждает идущую дискуссию, но время от времени в СМИ прорываются откровения тех или иных высокопоставленных деятелей экономико-финансового блока российского правительства, что служит поводом к волнению вкладчиков. Людей понять можно: вместо реальных денег им планируют предложить нечто, сравнимое по стоимости с рукавами от жилетки.