С новым транспортом в Петербурге много хлопот

Руслан Журкин / РИА "Новости"

В последние два года ГУП «Горэлектротранс» активно закупает новую технику по  комплексной программе развития.

Один из парков уже на 90% состоит только из «свежего» подвижного состава. Но это отнюдь не значит, что у его сотрудников теперь меньше хлопот: новая техника предполагает новый уровень знаний и более тонкий подход к делу.
В троллейбусном парке № 3 из 148 машин, находящихся в эксплуатации, порядка 130 — новые. Как отмечает директор парка Михаил Демидов, предприятие очень близко к 100%–ному обновлению подвижного состава.

Основные модели троллейбусов в парке —это «Адмирал» производства ПК «Транспортные системы» (87 единиц) и «Авангард» вологодского завода «Транс–Альфа» (28). К слову, это все «Адмиралы», которые эксплуатируются в Петербурге.
«Троллейбусы “Адмирал” передавались нам из нескольких парков, чтобы консолидировать все машины у нас.

В “Горэлектротрансе” есть программа миграции трамваев и троллейбусов: она базируется на принципе комплексного подхода к обновлению подвижного состава, в том числе его унификации в парках», — сказал изданию «ДП» Демидов.

Парк № 3 стал первопроходцем этой программы по миграции техники, забрав себе все «Адмиралы». В других парках упор будут делать на иные модели.

«Оптимизация структуры подвижного состава — это не только минимизация количества моделей в парках, но и совершенствование мероприятий по обслуживанию техники, обустройству цехов однотипным оборудованием, это более эффективные системы управления закупками запасных частей и процессом технического обучения персонала», — отметил директор парка № 3.

Но есть и обратная сторона медали. Когда в одном парке сосредоточен только новый подвижной состав, пусть и всего пары моделей, необходим период привыкания и адаптации. Особенно если речь идёт о моделях машин, которые впервые сошли с конвейера.

«Кто–то когда–то придумал легенду, что новый подвижной состав позволяет экономить на ремонте. В современных реалиях это не так. Новый подвижной состав всегда требует дополнительных затрат. Конечно, если речь идёт о поставках устоявшихся моделей, которые выпускали десятилетиями, то, возможно, какой–то экономии и можно достичь. Но если говорить о новых моделях, то они отличаются друг от друга даже в рамках одного контракта. Какие–то комплектующие или какой–то узел в любой момент может быть “оптимизирован” производителем», — отмечает исполнительный директор Международной ассоциации предприятий ГЭТ Владимир Фёдоров.

«Безусловно, при эксплуатации любого нового подвижного состава есть нюансы, будь то общественный транспорт или личный автомобиль. Это не что–то глобальное, а просто нивелирование шероховатостей», — поясняет Михаил Демидов.
Новую технику с завода принимает специальная комиссия, смотрит каждую машину, указывает, что нужно доработать. Завод–изготовитель в ответ реагирует на замечания. Потом машины приходят в парк и начинают «крутить колёса», с ними работают слесари, и в этот момент какие–то нюансы тоже могут проявиться. Как отмечают сотрудники троллейбусного парка № 3, всё это, конечно, поправимо, но нужно какое–то время. И всё индивидуально.

Фёдоров отмечает, что сейчас, увы, при создании новых моделей нет того долгого цикла испытания и внедрения, как раньше. Машины проходят небольшую обкатку и выходят в производство. «Чтобы хоть как–то проверить производителя, в начале 2010–х была придумана так называемая подконтрольная эксплуатация. Полгода новая модель должна отработать в условиях реального графика. Охватить три сезона — зиму, лето и переходный. Только так можно хоть немного убедиться, что машина не встанет с первыми морозами или не замрёт в июльской 35–градусной жаре. Но и это не страхует от каких–то проблем, которые вылезут после года–полутора эксплуатации», — говорит Фёдоров.

По словам Демидова, троллейбусы «Адмирал» в эксплуатации находятся уже второй год и все их «детские болячки» вылечены — благодаря как оперативной работе завода–изготовителя, так и службе подвижного состава, которая есть в «Горэлектротрансе». Сейчас парк работает с «Адмиралами» в комфортном режиме. У моделей «Авангард», которых в 2022 году в третий парк пришло 22 единицы, а в 2023–м — шесть, «детские болячки», к слову, пока ещё встречаются, но тем не менее все троллейбусы сейчас работают на линии.

Одной из причин, почему без адаптации техники не обойтись, завод «ПК ТС» называет разницу в условиях, при которых проводятся испытания различных систем: на заводе они идеальные, в жизни таких не бывает. Взять, например, напряжение в контактной сети. В реальных условиях города случаются его перепады, которые отражаются на работе электронных и других систем транспорта. Смоделировать их в производственных условиях просто невозможно, остаётся только проводить дополнительные настройки во время эксплуатации.

«На это, конечно же, уходит время. Также нельзя сбрасывать со счетов состояние дорог и путевого хозяйства, погодные условия и банальный человеческий фактор, ведь нужно время, чтобы научиться работать с новой техникой, адаптироваться под тот или иной маршрут, научиться грамотно обслуживать те или иные узлы и агрегаты. Всё это негативно отражается на работе различных систем в трамвае или троллейбусе. Кроме того, нужно понимать, что не все технологические новинки обладают достаточным уровнем надёжности, поскольку используются в России впервые. Для их полноценной отладки требуется время», — прокомментировали «ДП» в пресс–службе «ПК ТС», отметив, что завод старается максимально исключить негативные факторы.