Виктор Шеин: «Переход к более холодному времени года вызывает у нас внутреннюю фрустрацию»

Корреспондент «Чистовика» поговорил и с Виктором Шеиным – врачом-психиатром, научным сотрудником Московского НИИ психиатрии филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского.

В каком именно отделении института мы с вами находимся?

Мы находимся в отделении двойных диагнозов, то есть психических расстройств, осложненных патологическими формами зависимости, то есть адиктологическое отделение.

Сейчас у нас осенний период и в СМИ часто мелькает такое понятие как «осенняя депрессия». Это как-то обосновано с научной точки зрения или это журналистский термин?

— На самом деле, это, конечно, журналистский термин. Есть некоторое снижение настроения в осенний период, но это не депрессия. У некоторых людей бывает на 7-10 дней снижение настроения, особенно при перемене времен года, но это не депрессия. Это просто сниженное настроение. Так как мы теплолюбивые животные и переход к более холодному времени года вызывает у нас такую внутреннюю фрустрацию.  Тем не менее, есть обострение при хронической депрессии и биполярном расстройстве, но это лишь обострение уже имеющихся заболеваний. Как таковой «осенней депрессии» — нет, но существует осенняя хандра.

Недавно минздрав России ввел такое понятие, как «ментальные заболевания». Что это означает и в чем отличие от «психических»? 

— На самом деле ни в чем. Это сделано с целью дестигматизации людей, обратившихся за помощью к психотерапевту или психиатру. То есть, в принципе, это все те же самые психиатрические заболевания.  Но одно дело назвать «душевнобольными», «психиатрическими» пациентами или, как у нас в народе говорят  — «психическими», а другое дело — «ментально больные» — красиво, коротенько и непонятно.

Существует такое мнение среди обывателей, что в постсоветское время увеличились число людей с психическими расстройствами, особенно среди молодежи, мол, капитализм и открытое общество сводит людей с ума. Это такой миф или действительно есть какая-то тенденция к росту заболеваемости?          

— На самом деле здесь все сложнее. Действительно, рост некоторый есть, в частности, заболеваемости депрессиями. Но это не только у нас, никакого отношения к строю это не имеет. По всей планете, в развитых странах, имеется рост заболеваемости депрессиями. Скорее всего, это связано с увеличением информационного потока и  наша голова, наш мозг с этим не справляется.  Но никакого отношения к строю: коммунизму, социализму, демократии, открытому или закрытому капиталу это не имеет отношения. Также нельзя забывать о том, что психиатры стали доступнее. Мы же учитываем заболеваемость и по частным психиатрам, к которым обратиться достаточно легко: пришел, заплатил за консультацию, не попал на так называемый «учет», получил консультацию и лечение, все. В советское время такое было невозможно. С этим и связан мнимый рост заболеваемости, то есть просто обращаемость стала больше. Раньше пытались как-то справиться сами или шли к шаману, а сейчас, по крайне мере, в больших городах обращаемость выросла. То есть, существует рост только по депрессиям, все остальное это, скорей всего, связано с большей доступностью врачебной помощи.

Мы с вами находимся в отделении двойных диагнозов, где люди лежат с определенными зависимостями, так каким образом психоактивные вещества, в том числе алкоголь, усугубляют депрессию? Опять-таки среди обывателей считается, что если у тебя депрессия «выпей сто граммов» и настроение улучшится. Каков механизм влияния алкоголя на депрессию?

— Так, давайте разбираться. Во-первых, как я сказал, депрессией у нас называется все что угодно. Сниженное настроение на денек из-за каких-то неприятностей на работе – это не депрессия. Есть правило условных «пяти дней». Задумываться о депрессивном расстройстве можно после пяти дней устойчивого сниженного настроения. Раньше – смысла не имеет. Теперь, как действует алкоголь. На обычное сниженное настроение, действительно, действует с улучшением. Если это условный бокал вина, то это выведет из угнетенного состояния. Если это настоящая клиническая депрессия, то есть мы имеем дело с заболеванием, с нарушением обмена метаболитов головного мозга, чем и является депрессия, то тогда на момент приема алкоголя, он, действительно, улучшает настроение, но в дальнейшем, если человек будет продолжать алкоголизироваться, то есть потреблять алкоголь, то депрессия будет усиливаться. Так устроена нейрохимия нашего головного мозга. Не буду вдаваться в подробности, так как это лекция примерно на час.

Есть ли какая-то профилактика депрессии?  

— Правильный здоровый образ жизни. Побольше быть на свежем воздухе, побольше активного спорта. Чем меньше курения, употребления алкоголя, не говоря уже о наркотиках, тем меньше возможности формирования депрессии. Режим сна и отдыха тоже очень важен. Наш мозг устроен таким образом, что выработка некоторых нейропептидов происходит с 23.00 до 1.00 только если человек спит. В это время нужно быть в постели и спать. Так что, правильный образ жизни и тогда вы с большей долей вероятности уйдете из зоны риска по депрессии.

Беседовал Евгений Вышегородский.