Актер, режиссер и просто хороший человек Янис Политов дал интервью Чистовику.

– Расскажите о своих корнях!

– Мои корни уходят глубоко в Древнюю Элладу. Род мой берет свое начало с полуострова Пелопоннес. В Средние века его называли Мореа, а расположен он на Юге Греции. Впоследствии мои предки перебрались в город Константинополь. Моя фамилия – Политов (по-гречески – Политис) – переводится как «гражданин» либо «городской».

Янис Политов

Во времена Византийской империи «городскими» считались только жители главного города – Константинополя. Отсюда и фамилия.

Как известно, 29 мая 1453 года Константинополь пал, а за ним пала и вся Империя Ромеев. На этом месте образовалась Османская империя, и наш народ стал изгоями на родной земле. Моим предкам пришлось покинуть славный город Константинополь и перебраться на территорию Карса и Эрзурума.

Живя под гнетом турок, они насильственным образом потеряли греческий язык, но чудом сохранили веру.

В 1830 году после очередной Русско-Турецкой войны, греки, опасавшиеся мести турок за то, что они помогали русским единоверцам в войне, обратились за помощью к русскому царю, и Россия дала пристань грекам из Османской империи на грузинской земле. Там, в Цалкском районе, образовалось целое греческое поселение, где и обосновались мои предки. Село моих родственников со стороны отца называлось Гуниа-Кала, также оно имело название Кастрон, что в переводе с греческого языка означает «замок».

Под гнетом турок греки насильственным образом потеряли свой язык

В 1937 году моих дедушек и бабушек переселили на юг России, в Кавказские Минеральные Воды, в город Ессентуки, где и родились мои родители – Политовы Сергей Иванович и Александра Дмитриевна, а потом и я со своими братьями и сестрой.

– В чем проявляется Ваш национальный характер?

– Мой национальный характер проявляется, в первую очередь, в вере, которую я исповедую, в православной вере, ибо быть греком – значит быть православным человеком.

Мой род из-за 400-летнего скитания по Османской земле сумел сохранить свою православную веру, но, к сожалению, мы утратили греческий язык. Но сейчас уже турецкий язык уходит из нашего обихода, и мы учим греческий. Родным сейчас для нас является великий и могучий русский язык.

Также одной из главных характеристик греков является свободолюбие. Это великий свободный народ, который во все времена воспевал и воспевает свободу как главнейшую форму существования человека на земле. Так что, как мне кажется, быть греком – это значит быть свободным и православным человеком!

– Это греческий типаж помогает Вам строить карьеру в актерской сфере?

– Вы знаете, как правило, для многих греческий типаж – это такие высокорослые, широкоплечие брюнеты. Я же невысокий, рыжеволосый. Я бы не назвал свой типаж греческим в том понимании, в котором сейчас его принято считать, но я бы его назвал эллинским. Я больше похож на древних греков, чем на современных.

А помогает мне делать карьеру в актёрском искусстве, думаю, харизма. А харизма – она вне нации, либо она есть, либо её нет – это уж как Господь наградит. Слава Богу, меня он ею не обделил.

Мне помогает харизма

– Что такое ЯГРЕК?

– Всё началось с простой странички на фейсбуке – ЯГРЕК, которую я создал 15 августа 2013 года. Мне всегда нравилось писать о Греции и греках, но позволить себе такое на своей основной странице я не мог, ибо меня читают не только греки, и подписчики могли бы подумать, что я какой-то греческий фанатик.

Фанатизм я не приемлю ни в каком роде, и поэтому я создал эту страницу, для того чтобы все, кому интересна эта тематика, подписывались на неё и читали. Меня очень радует, что среди подписчиков на страничку ЯГРЕК на фейсбуке есть не только греки, но и наши друзья – филэллины!

Затем, летом 2015 года, я познакомился с талантливым программистом, на половину греком, на половину русским Игорем Петренко. Вместе мы создали сначала общественно-культурный портал для греков и филэллинов, а затем на его основе родилась идея создать социальную сеть для греков и филэллинов YAGREK.

Это такая огромная виртуальная греческая планета, где каждому человеку, несущему любовь, добро и просвещение на эту Землю, очень рады! Конечно же, в первую очередь, рады и гордятся сами греки, что у них появилась своя виртуальная планета, в которой можно выплёскивать всё своё «греческое», не боясь кому-то помешать или ущемить чьи-то права.

Этот проект также призван для объединения всех греков в любой точке Земного шара. На сегодняшний день он представлен на 6 языках: греческом, русском, английском, немецком, испанском и португальском. И с каждым днём география людей, которые регистрируются в нашей социальной сети, расширяется – даже из Китая уже пару человек завели свои странички.

– А что близко сердцу из русской культуры?

– Мне всё близко из русской культуры, я был бы не я, если бы не русская культура. Мой родной язык – русский, книги, которые я читаю – это русская классика либо творения греческих философов (переведенные на русский язык), либо отрывки из Библии. Я обожаю русскую поэзию, сам иногда пишу стихи, правда, это такой процесс, который абсолютно от меня не зависит.

Просто идет поток сознания, который логически мне не подвластен. Люблю русский театр, особенно классический, русское кино, русских живописцев. Я считаю, что это богатейшая и интереснейшая культура, которую необходимо не только развивать, но и всячески поддерживать. У неё есть свой стиль и свой почерк.

Мой родной язык – русский

Один Эрмитаж чего только стоит! И вот такие вещи – их необходимо взращивать, для того чтобы Россия вновь стала Великой. Только через культуру и образование это возможно.

– Студенческие годы во ВГИКе – лучшее время?

– Я поступал во все театральные вузы Москвы три года подряд. Удача была не на моей стороне, и я проваливался на разных этапах. Но на третий год я поступил во ВГИК, в мастерскую народного артиста В.Н. Шиловского. Как вы сами понимаете, когда человек поступает в театральный вуз три года подряд, значит, поступив в него, он его проглатывает целиком и полностью.

Вся моя жизнь на это время была либо в стенах ВГИКа, либо в стенах его общежития на улице Бориса Галушкина. Каждый божий день для меня был счастьем от того, что мне было позволено учиться в этом институте. Признаюсь, ВГИК – это моё третье высшее образование.

До него был французский факультет ПГЛУ (Пятигорский государственный лингвистический университет) и французское страноведение в МГУ. Но эти вузы были, грубо говоря, для галочки: ПГЛУ – для родителей, МГУ – как ниточка, которая привела меня в Москву.

– Чем отличается работа в театре от работы на телевидении?

– Я думаю, принципиальное различие в глаголе, который ты употребляешь. В театре актёр служит, а на телевидении – работает. Служение – это больше, чем работа, это как служба в армии или церкви, ты ничем другим не можешь заниматься, ты отдаёшь себя целиком и полностью этому делу; а на телевидении ты работник.

С театром у меня не случился роман, видимо потому, что я люблю свободу, а с телевидением у меня связаны пять лет моей жизни, которые я проработал на телеканале «Радость моя» в роли ведущего двух детских программ: «Академия занимательных наук. Физика» и «Азбука цирка».

– Зарплаты тоже разные?

– Честно говоря, я не знаю сколько сейчас получает актёр в театре. Думаю, тысяч 25-30 в месяц. В кино, как правило, это средняя ставка за съёмочный день.

– Как пришла идея фильма «Философия»? Удалось ли осуществить все по задумке, или создание фильма больше походило на экспромт?

– В октябре 2014 года мне должно было исполниться 33 года. Для православного мужчины – это сокровенный возраст. Я подумал: «А что я оставил человечеству к этому году?», – и понял, что крайне мало. В тот момент мне и пришла в голову идея экранизировать один из случаев в моей жизни – историю про то, как я сдавал экзамен по философии.

Со сценаристами – Мариной Мусиной, а впоследствии и Андреем Сорокиным – получилась вот такая вот история, которая внешне основана на реальных событиях, но под кожу которой легли некоторые философские размышления о времени и бытии. В процессе съемки фильм претерпевал изменения – но то, что получилось в итоге, меня полностью устраивает.

Мне самому хочется пересматривать это маленькое кино вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Это удивительно. Я люблю свою философию, и, слава Богу, зрителю она тоже очень нравится. Да, в ней есть некие недочёты, ведь я не обучался режиссёрскому мастерству, мне просто захотелось снять кино. А когда ты во что-то сильно веришь и о чём-то сильно мечтаешь – это обязательно случится. Найдутся и люди, и средства. Главное – верить и действовать! Это мой девиз.

– Возлагаете надежды на Каннский кинофестиваль?

– Что мне от него ожидать? Я там уже был ровно год назад со своим фильмом. Ничего особенного не ждал, так как фильм попал во внеконкурсную программу Short Film Corner (уголок короткого метра), но для меня и это уже было большим достижением, о котором я даже не смел и мечтать. Пути Господни неисповедимы, и, так случилось, я там оказался. И теперь мечтаю там оказаться уже в конкурсной программе и, конечно же, с большим фильмом.

– А что скажете о Золотой маске?

– От Золотой Маски на сегодняшний день ничего не жду, ибо очень огромное расстояние между мной и театром, но я питаю надежду, что когда-нибудь я сыграю Гамлета на сцене. Мне кажется, рыжий Гамлет – это интересно. Тем более я ролью уже знаком, играл во ВГИКе отрывок. Поживём – увидим.

– Уже готовите проект нового фильма?

– Как говорится, хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах, ибо у него на тебя – свои. В этом году я очень хочу снять кино как режиссёр и сыграть большую роль в кино как актёр. Правда, уже апрель, и этого пока не случилось, но я верю и, разумеется, действую.

хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах

– На какие премьеры в российском прокате стоит обратить внимание? Какие театральные постановки посетить?

– Я хочу посмотреть картину Звягинцева «Нелюбовь», которая в этом году вошла в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Мне нравится его почерк как художника. То, как он снимает. Это красиво. За театром особо не слежу, но советую сходить в театр Вахтангова, они там иногда ставят спектакль «Царь Эдип» – это совместный спектакль греческого национального театра и театра им. Вахтангова. Есть в этом что-то магическое.

– Считаете ли Вы экспериментальные постановки современного театра искусством?

– Если искусство ведёт к одухотворению человека, то оно имеет право на существование в любой форме. Ежели на его разрушение… – то это вовсе не искусство!

– Что для Вас Пасха?

– Для меня праздник Пасхи — это один из любимых праздников. Победа света над тьмой. Очень глубокая философия заложена в основу этого праздника. В этом году я впервые продержал строгий пост все 7 недель. Очень хотелось как-то очиститься, имею ввиду очищение не только тела, но и души.

Победа света над тьмой

И в эти постные дни я понял для себя как важно постоянно исповедоваться и причащаться. Это имеет глубинный смысл. Раньше, в детстве, мы ходили на кладбище именно в пасхальный день, сейчас же, когда я нахожусь вдалеке от родного дома, я стараюсь провести этот день в кругу друзей и близких.

 

Кристина Татарникова