В Тырныаузе сохраняется вероятность повторного схода сели (Видео)

В Кабардино-Балкарии в городе Тырныауз сошла сель. В зону схода селя жилые дома и социально-значимые объекты не попали

Сохраняется большая вероятность, что леднико-ливневая жижа снова наберет силу. Усилиями сотрудниками МЧС и Высокогорного геофизического института ведутся работы по мониторингу ситуации. Как Чистовику сообщили в Главном управлении МЧС по КБР, 15 августа начался подъем уровня реки Баксан в следствии частичного перекрытия русла реки селевым потоком. Уровень реки поднялся на 50 см.

Спасателями было принято решение о расселении жителей в 6 многоквартирных домах, находящих в зоне потенциальной опасности. Из 420 человек 418 расселены по родственникам, 2 человека размещены в школе лицей №1. Также на территории города Тырныауз развернуты 3 пункта временного размещения вместимостью 1150 человек. В резерве имеются 2 пункта временного размещения (Школы №3, №4).

Ситуацию нам прокоментировал заместитель директора Высокогорного геофизического института по селевой проблематике, доктор технических наук, профессор Кошкинбай Анахаев:

«Пока, без вертолетного облета, без обследования, можно сказать предварительно о причинах и характере сели. Позднее можно более точные сделать выводы. Эта сель ледниково-ливневая (смешанного типа). Прорыв ледниковых и внутреннеледниковых вод, которые образовались в результате жаркой погоды, вместе с дождевыми осадками. Было около около десятка волн, которые, то затухали, то возникали. Волны были высотой до 2-х метров. Расход относительно Герхожан-Су небольшой. 120-150 кубометров в секунду. Лоток был нечищеный, уже заваленный.

В будущем это будет бесконечно продолжаться судя по ситуации в верховьях и по руслу. Поэтому, во-первых, очистка лотка должна быть, если не каждый год, то хотя бы с периодичностью через год или два. И во-вторых, уже от слов нужно переходить к делам и в верховьях Герхожана делать какие-то селезащитные сооружения. Эти конструкции нами разработаны, которые можно доставить без дорог вертолетом. Наши конструкции можно забрасывать в русло в верховьях и стабилизировать, пока сель не набрала большую силу. Этими конструкциями могут служить старые опоры высоковольтных линии. Внизу что-либо делать сложно, так как сель набирает большую силу.

Если бы наши предложения приняли, можно было бы за год все успеть сделать. Сходы селей там будут всегда возникать.

Сейчас, как раньше, мониторинг не ведется. Только изредка совместно с МЧС наш институт устраивает вертолетный облет, может раз в полгода. Раньше несколько специалистов круглосуточно наблюдали за ситуацией наверху, а сейчас нет финансирования. Люди получают по 8 тыс. рублей, как они там смогут? Раньше и техника была, чтоб можно было проехать» .

Также Анахаев сказал, что есть опасность повторного схода сели. «Сель снес пешеходный мостик. Там 3 моста: один — автодорожный, второй — переправа с инженерными коммуникациями, и на более низком уровне был пешеходный мост. Федеральную трассу в Приэльбрусье, на некоторое время перекрывали, пока была опасность, потом открыли. После обследования и мониторинга я точнее смогу сказать где именно прорвало. Скорее всего это оползень Бузулган» , — добавил ученый.