В Иране трёх журналистов перевели в тюрьмы, известные жестоким обращением с заключёнными

Фото: rsf.org

Старику и двум женщинам угрожает смертельная опасность.

Организация «Репортёры без границ» (RSF) встревожена переводом трёх иранских журналистов в тюрьмы, печально известные жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство обращением, что часто используется для преднамеренного подавления сопротивления узников совести.

Эти переводы последовали всего через несколько дней после того, как другой журналист, Бакташ Абтин, умер в результате того, что его не лечили в тюрьме Эвин от COVID-19.

RSF сообщили, что судьба этих трёх журналистов – Алие Моталебзаде, Наргеса Мохаммади и Кайвана Самими Бехбахани – контролируется Амином Вазири, 28-летним заместителем прокурора, который отвечает за узников совести Эвина и который близок к главе судебной системы Ирана Голаму Хоссейну Мохсени-Эдже.

«Вазири отвечает за грязную работу, — сказал адвокат на условиях анонимности. — Его работа состоит в том, чтобы подавить сопротивление в тюрьме, позволив больным журналистам умереть или сослав их в различные другие тюрьмы страны, вдали от их дома, чтобы наказать их семьи и подготовить досье на их поведение в тюрьме”.

Его назначение на эту должность было поддержано президентом Ибрагимом Раиси, одним из ведущих членов «комиссии смерти”, которая казнила почти 4000 политических заключённых, включая журналистов, с июля по сентябрь 1988 года.

“Переводя заключённых из одного центра содержания под стражей в другой и лишая их медицинской помощи, как это было в случае с Бакташем Абтином, режим намеренно пытается сломить их сопротивление, — сказал Антуан Бернар, директор по адвокации и стратегическому судебному разбирательству RSF. — Пассивность, проявляемая международными органами, к сожалению, побуждает Исламскую Республику продолжать такую практику, которая может привести к медленной и тайной смерти заключённых.”

Алиех Моталебзаде — фотожурналист, являющаяся вице-президентом Ассоциации защиты свободы прессы, была внезапно переведена 9-го января в женскую тюрьму Карчак в Варамине, городе в южной части провинции Тегеран. Эта тюрьма печально известна своими плачевными санитарными условиями, и её перевод был наказанием за организацию мероприятия в женском отделении тюрьмы Эвин в ознаменование смерти Абтина.

Задержанная в октябре 2020 года и отбывающая трёхлетний тюремный срок, Моталебзаде подвергался преследованиям со стороны судебной системы и тюремных чиновников. В частности, ей было запрещено посещать свою семью и сообщать ей о «состоянии здоровья, связанного с коронавирусом, в тюрьме».

Её коллега-журналист и правозащитник Наргес Мохаммади была переведена в Карчак десять дней спустя, 19-го января. С момента ареста в ноябре 2021 года она содержалась в изоляции в тюрьме Эвин, и ей было отказано в праве на свидания и общение со своей семьёй.

Приговоренная к двум с половиной годам тюремного заключения за “антиправительственную пропаганду посредством публикации ложной информации” и “оскорбление государственных должностных лиц”, в том числе директора тюрьмы Эвин, Мохаммади только что получила дополнительный восьмилетний тюремный срок на слушании, которое заняло всего несколько минут и проходило без присутствия  Наргес и её адвоката. Она также была приговорена к 70 ударам плетью, в дополнение к 80 ударам плетью, к которым была приговорена в сентябре (тогда она  сообщила о первой экзекуции в Instagram).

Редактор ежемесячного издания Iran Farda Кайван Самими Бехбахани был в срочном порядке переведён в тюрьму Раджай Шахр 20-го января. Расположенная в Карадже, городе к северу от Тегерана, она является одной из худших тюрем Ирана по количеству зарегистрированных случаев пыток, изнасилований и убийств.

В возрасте 73 лет Бехбахани является одним из старейших заключенных журналистов в мире. Он содержится в тюрьме, несмотря на предупреждения его семьи и правозащитников, а также несмотря на медицинскую справку, в которой говорится, что его состояние здоровья несовместимо с тюремным заключением. Во время его ареста, описанного его адвокатом как насильственное, ему не разрешили взять свои личные вещи и лекарства.

Журналист и писатель Бакташ Абтин умер 8-го января после того, как заразился коронавирусом в тегеранской тюрьме Эвин. Несмотря на предупреждение о том, что его состояние резко ухудшается, тюремные власти слишком долго выжидали, прежде чем организовали его перевод в больницу. RSF обратилась в ООН с просьбой создать независимую международную комиссию по расследованию его смерти.

Притеснения и преследование узников совести, в том числе журналистов, в тюрьмах Ирана усилились после роста протестов в 2019 году.

Иран занимает 174-е место из 180 стран в Мировом индексе свободы прессы RSF  за 2021 год.