Словосочетание «служебная собака» является приемлемым и обыденным, говоря о служебных котах, скорее всего невольно улыбнёшься. А зря

Пушистые мурлыки не так бесполезны в хозяйстве, как о них принято думать. Например, в ряде стран Европы коты состоят на мышеловной службе. В России так немалое кошачье воинство с момента основания Эрмитажа Екатериной Великой блюдёт культурное наследие страны, защищая его от серых писклявых грызунов. Специалисты поговаривают даже, что пора называть целую породу отдельно – «Эрмитажный кот».

Хотя в реальности котофеи беспородные и всех мастей и расцветок. Стоит отметить, что, как у каждого порядочного служаки, у каждого кота в Эрмитаже есть паспорт с фотографией. За котофеями следят три специальных работницы Эрмитажа. Котеи могут передвигаться по всей территории музея, за исключением залов, что свято соблюдается хвостатыми. Кормят их от пуза, животные обязательно проходит медосмотр ветеринаром. Предельное количество котов – 60.

Когда их становится больше, работники Эрмитажа раздают животных в добрые руки петербуржцев. Да не кому попало – есть своеобразный кастинг будущих хозяев. Есть отдельный праздник — День Эрмитажного кота, он проходит 21 апреля, с 1998 года. Тогда посетителям показывают котов. Устраиваются связанные с котами игры и мероприятия, в которых принимают участие и ребятня, и взрослые. Экспонируются картины известных художников с изображением эрмитажных котов.

В царских покоях, начиная как минимум с Петра Первого, обитали кошки и коты. Как водится, первый придворный кот был привезён Петром Алексеевичем из-за бугра, из Нидерландов. Известно, что императрица Елизавета Петровна завела при дворе полтора десятка усатых-хвостатых для борьбы с расплодившимися не в меру мышами и крысами. Отборных котов прислал ко двору в подарок казанский хан.

Царя скинули, потом большевики скинули тех, кто скинул царя, а коты на службе остались. Есть даже фото с Лениным, держащим кошку на руках. После Великой Отечественной войны в Ленинград пришло два вагона котов и кошек – дать укорот не в меру расплодившимся грызунам.

Не отстают от России и зарубежные страны.

Например, в резиденции премьер-министра Великобритании, на Даунинг-стрит, 10, исправно несёт службу кот. У него есть официальный аккаунт в соцсетях. Правительства приходят и уходят, но политические ветры не властны над служебным мышеловом. Разве что неумолимое время кладёт предел работе одного кота и тогда появляется другой. Службу коты несут с 1924 года.

Недавно другого мышелова взяли на работу в МИД Великобритании, «призвав» на госслужбу кота из приюта, куда он ранее попал с улицы, обезвоженным и на грани жизни и смерти. Свой усатый – полосатый есть и в Министерстве финансов страны. И тоже – без роду, без племени.

Но есть для котов дела и посерьёзнее. Многие знают про дельфинов-диверсантов. А вот про котов – агентов ЦРУ мало кто в курсе. А это – не байки, не анекдот. Котов в годы холодной войны специалисты из Лэнгли натаскивали подслушивать людские разговоры. Кота превращали в этакого киборга: имплант в ухе, в грудь вживлены аккумуляторы и иные приборы. Направление коту задавали ультразвуком.

И опять вернёмся на туманный Альбион. В Британском флоте была Гильдия корабельных котов, у каждого животного – охранная грамота и постоянное местожительства на кораблях Её Величества. Но недавно умер от старости последний официальный член Гильдии – кот Чарли и организацию упразднили. Чарли похоронили на берегу с воинскими почестями.

Бенгальская кошка Милли имеет официальный статус охранника и несёт службу на одном из английских складов. Кошка серьезно относится к обязанностям, неустанно обходя вверенный ей объект.

Неплохие деньги в японскую казну приносила кошка Тама. Когда она работала станционным смотрителем в Вакаяме, пассажиропоток ежегодно увеличивался на 10%, что принесло государству дополнительно более 1 млрд йен (около $11 млн). У Тамы карьера удалась – она стала единственной в мире кошкой – начальником железной дороги. Официально, без дураков.

Константин Барановский